Шерлок Холмс с Бенедиктом Камбербэтчем

Как только заканчивается показ очередного сезона английского сериала «Шерлок Холмс», хочется, чтобы быстрее появились новые фильмы. Многие зрители начинают пересматривать старые серии, потому что невозможно быстро абстрагироваться от обаяния интеллекта Шерлока и твердых жизненных принципов Ватсона.


Эта экранизация знаменитых рассказов А. Конан Дойла, пожалуй, лучшая из всех существующих, несмотря на то, что от сюжетов этого почтенного писателя остается лишь едва улавливаемая фабула. Но вот характеры героев, перенесенные в современность, очень соответствуют тем, что описаны сэром Артуром.


Гениальный до помешательства Шерлок (Б. Камбербэтч), к тому же практикующий разные способы расширения сознания, моментально захватывает внимание зрителя, а через несколько минут влюбляет его в себя. Конечно, это – не парень с соседней улицы. Это – явление, многозначное, противоречивое и очень красивое, потому что редкое, а может и единственное в своем роде. И рядом земной Ватсон (М. Фриман), его сосед, его биограф, его Друг. Именно, с большой буквы, потому что фильм не только про блестящие раскрытия сложнейших преступлений, но и про одиночество, про умение принять человека таким, как он есть, способность прощать и сопереживать не только словом, но и делом.



Они и внешне контрастны, что всячески подчеркивается режиссурой. Высокий, тонкий, как лезвие бритвы, Шерлок Холмс, в ставшем уже культовым черном пальто. И приземистый, коренастый Джон, с заурядным лицом ничем не выдающегося человека.


Отдельно нужно сказать о злодеях, с которыми сражаются герои фильма. Профессор Джим Мориарти (Э. Скотт) – воплощение зла у Конан Дойла, в сериале слащавый, с виду, мягкотелый молодой человек с хорошими манерами, но это, наверное, более достоверно для 21 века. Даже если он непосредственно не появляется в кадре, его присутствие всегда держит в напряжении не только Ш. Холмса, но и зрителя. Все его усилия направлены на то, чтобы не только уничтожить Шерлока, единственного своего конкурента в сфере интеллектуальной деятельности, но чтобы раздавить его морально. Для этого он лезет в глубины подсознания, вытаскивает на свет все скелеты, спрятанные в шкафах, использует близких людей Холмса.



Одна из самых пронзительных сцен фильма, когда Шерлок и его сестра (С. Брук) играют на скрипках, а их разделяет бронированная стеклянная стена. Оба гениальны, но один смог адаптироваться в мире посредственностей, а другая не смогла, и стала мстить за это всем, включая самых близких себе людей. В этом дуэте и боль, и отчаяние, и великая любовь брата и сестры, и тщательно скрываемая доброта Шерлока.


Музыка Д. Арнольда и М. Прайса – это отдельное явление, существенно обогатившее сериал, подчеркнувшее его динамику, современность и стильность.



В разное время режиссерами фильма были Пол Мак Гиган, Ник Харран, Коки Гидройч, но всем им удалось сохранить великолепное качество кадров, каждый из которых мог бы быть графическим рисунком. Зрителя завораживает и ритм фильма, который, очевидно, соответствует скорости мысли Шерлока, и часто иллюстрирует ее. Все это делает сериал невероятно красивым и высокохудожественным и заставляет пересматривать его вновь и вновь.